В статье рассматривается живопись современного художника Дмитрия Васильева, дается целостная картина творчества мастера, раскрываются основные этапы развития его художественной деятельности. Исследуются концепция автора, основанная на реалистическом методе, тематическое и жанровое разнообразие: художник свободно работает в жанре пейзажа, портрета, натюрморта и тематической картины, обращается как к отечественной тематике, так и к восточным национальным мотивам. Предпринятое исследование определяет значение творчества Дмитрия Васильева
в сохранении и развитии отечественной реалистической школы живописи.
"Реализм – это вечный корень искусства, который берет свои соки из жирного чернозема жизни".
Максимилиан Волошин
После запретов, ограничений и тотального контроля советской идеологии российская живопись современного периода оказалась в ситуации свободы самовыражения: падение железного занавеса дало художникам возможность обратиться к западным течениям в искусстве. Возникла опасность утраты традиций уникальной русской школы реалистической живописи, сформированной на протяжении длительного времени на основе академических принципов, у многих художников проявилось желание эпатировать зрителя, создать зрелищное по форме, но не наполненное внутренним содержанием произведение. Вместе с тем именно реализм, развитый русскими и советскими художниками, представляет национальное достояние, существенно обогатившее мировое искусство.
Говоря о сохранении отечественной живописной традиции, стоит обратиться к творчеству современного художника Дмитрия Юрьевича Васильева, отстаивающего принципы реалистического искусства. Он выделяется академическим подходом, попыткой глубокого осмысления действительности, ее характерных особенностей, правдоподобием трактовки образов.
Будучи выпускником детской художественной школы № 1 города Каменска-Уральского, а затем Свердловского художественного училища им. И.Д. Шадра, Д. Васильев успешно окончил Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им.
И.Е. Репина: факультет станковой живописи, мастерская народного художника РФ В.В. Соколова (1915–2013), который в свое время был учеником одного из известнейших советских художников и педагогов Б.В. Иогансона (1893–1973). Здесь уместно провести линию преемственности с такими представителями русской школы, как К.А. Коровин (1861–1939) (ученик А.К. Саврасова и современник И.Е. Репина, В.И. Сурикова, И.Н. Крамского). Эта преемственность нашла продолжение в живописи Васильева.
Несмотря на привязанность к Уральскому региону, художник известен далеко за его пределами: он сочетает преподавание на художественных специальностях в институтах КНР, творческие экспедиции в различные города России и за рубеж, увлеченную работу в мастерской, выставочную деятельность (сделал более 50 выставок). В настоящее время Дмитрий является приглашенным профессором живописи на факультете изобразительного искусства Цзянсийского педагогического университета (КНР), его произведения находятся в музейных и частных собраниях Германии, Франции, США, Китая, Новой Зеландии, в частной коллекции герцога Саксонии принца Михаэля.
Академическая подготовка позволяет Д. Васильеву свободно работать в разных жанрах, но он тяготеет к пейзажу, что объяснимо. Красота уральского ландшафта пробудила искреннюю увлеченность пейзажным жанром. Много путешествуя и наблюдая разные места, он неизменно возвращается к уральским мотивам.
Пейзажный жанр в искусстве региона занимает особое место: гордость уральской живописи составляют пейзажи основоположника региональной художественной школы, художника-реалиста А.К. Денисова-Уральского, работавшего на рубеже ХIХ–ХХ в. Урал прославили в пейзажах Л.В. Туржанский и И.К. Слюсарев, в советский период А.Ф. Бурак, Н.Г. Чесноков, В.В. Трясцин и др. Следуя за ними, Д. Васильев показывает своеобразие уральской природы, выявляет приметы местности: характерные скальные выступы по берегам рек, причудливые каменные останцы на горных хребтах, храмовую архитектуру старинных уральских городов.
Он часто работает на пленэре, создавая этюды под непосредственным впечатлением от натуры: после сбора материала будет создан емкий образ природы, и в этом он видит основную задачу, о чем говорит его педагог по институту .
Художнику близки принципы сурового стиля, которые он использует в работах с изображением каменного ландшафта. Эпический характер природы горного Урала отражен в пейзаже «Горные стражи Урала. Каменный город». Через выразительный силуэт каменных останцов художник показывает панораму бескрайних горных хребтов. Автор использует декоративное цветовое решение, прибегает к стилизации в изображении камней и гор. В монументально-величественном образе предстает река Чусовая. В пейзаже «Утро на Чусовой» внимание акцентировано на водной глади, на выразительных скальных останцах. Камни, словно поседевшие мудрецы-исполины, созерцают вольную, величественную реку.
Сложным, многоликим выглядит Урал в творчестве Васильева. Он суров и прекрасен, но не безлюден. При всей своей сдержанности уральская земля не лишена радостных оттенков осенней листвы, первой зелени и буйного майского цветения. Мощь и широта уральских просторов смягчается в произведениях ощущением родства природы и человека. Зрелище идущего с водопоя табуна лошадей вовлекает зрителя в атмосферу раскинувшейся вдоль быстрой каменистой речки деревни. Лучи вечернего солнца уже коснулись долины, с гор повеяло свежестью и прохладой, а от деревянных домиков на косогорах, – уютом и теплом. Обыденный сюжет возвращения лошадей с водопоя оживает, приобретает жизненность в окружении выразительного уральского ландшафта. Дмитрий увязывает жизнь с характерными силуэтами гор, среди которых вырос сам, среди которых теперь живут и его герои. На грани бытового и бытийного строит художник свои произведения, добиваясь художественного образа.