Художник Васильев Дмитрий Юрьевич
О мастере

"РИСОВАТЬ ЛЕГКО , КОГДА ТЫ НЕ УМЕЕШЬ , НО ОЧЕНЬ СЛОЖНО , КОГДА УМЕЕШЬ ”. ЭДГАР ДЕГА

Биография
Дмитрий Васильев – современный художник, яркий представитель российской реалистической живописи. Родился в 1972 году в городе Каменск-Уральский. В 2000 году окончил Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, мастерскую народного художника РФ Соколова В. В. (1915 – 2013).
В 2003 вступление в Союз Художников России Санкт-Петербургское отделение.
Дмитрий работает в жанре пейзажа, портрета и натюрморта, создаёт жанровые композиции. В настоящее время он является приглашённым профессором живописи на факультете изобразительного искусства Цзянсийского педагогического университета (КНР). Художник гармонично сочетает преподавательскую деятельность с воплощением своих творческих замыслов, путешествуя в различные области Китая, по берегам Ладожского озера, землям Суздаля, Владимирской области, Поволжья, Уральскому краю. Общее число проведённых выставок превысило пятьдесят. Картины художника находятся в частных собраниях России, Германии, Франции, США, Китая, Новой Зеландии, в коллекции герцога Саксонии принца Михаеля, а также в российских государственных музеях.

"Отречение Петра" - дипломная картина.
220 х 350 см. Холст, масло. 2000 год.
ДМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВ. СОХРАНЯЯ ТРАДИЦИИ.

Выпуск № 3 (8) журнал ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Урала, Сибири и Дальнего Востока. сентябрь 2021


В статье рассматривается живопись современного художника Дмитрия Васильева, дается целостная картина творчества мастера, раскрываются основные этапы развития его художественной деятельности. Исследуются концепция автора, основанная на реалистическом методе, тематическое и жанровое разнообразие: художник свободно работает в жанре пейзажа, портрета, натюрморта и тематической картины, обращается как к отечественной тематике, так и к восточным национальным мотивам. Предпринятое исследование определяет значение творчества Дмитрия Васильева
в сохранении и развитии отечественной реалистической школы живописи.

"Реализм – это вечный корень искусства, который берет свои соки из жирного чернозема жизни".
Максимилиан Волошин

После запретов, ограничений и тотального контроля советской идеологии российская живопись современного периода оказалась в ситуации свободы самовыражения: падение железного занавеса дало художникам возможность обратиться к западным течениям в искусстве. Возникла опасность утраты традиций уникальной русской школы реалистической живописи, сформированной на протяжении длительного времени на основе академических принципов, у многих художников проявилось желание эпатировать зрителя, создать зрелищное по форме, но не наполненное внутренним содержанием произведение. Вместе с тем именно реализм, развитый русскими и советскими художниками, представляет национальное достояние, существенно обогатившее мировое искусство.

Говоря о сохранении отечественной живописной традиции, стоит обратиться к творчеству современного художника Дмитрия Юрьевича Васильева, отстаивающего принципы реалистического искусства. Он выделяется академическим подходом, попыткой глубокого осмысления действительности, ее характерных особенностей, правдоподобием трактовки образов.

Будучи выпускником детской художественной школы № 1 города Каменска-Уральского, а затем Свердловского художественного училища им. И.Д. Шадра, Д. Васильев успешно окончил Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им.
И.Е. Репина: факультет станковой живописи, мастерская народного художника РФ В.В. Соколова (1915–2013), который в свое время был учеником одного из известнейших советских художников и педагогов Б.В. Иогансона (1893–1973). Здесь уместно провести линию преемственности с такими представителями русской школы, как К.А. Коровин (1861–1939) (ученик А.К. Саврасова и современник И.Е. Репина, В.И. Сурикова, И.Н. Крамского). Эта преемственность нашла продолжение в живописи Васильева.
Несмотря на привязанность к Уральскому региону, художник известен далеко за его пределами: он сочетает преподавание на художественных специальностях в институтах КНР, творческие экспедиции в различные города России и за рубеж, увлеченную работу в мастерской, выставочную деятельность (сделал более 50 выставок). В настоящее время Дмитрий является приглашенным профессором живописи на факультете изобразительного искусства Цзянсийского педагогического университета (КНР), его произведения находятся в музейных и частных собраниях Германии, Франции, США, Китая, Новой Зеландии, в частной коллекции герцога Саксонии принца Михаэля.

Академическая подготовка позволяет Д. Васильеву свободно работать в разных жанрах, но он тяготеет к пейзажу, что объяснимо. Красота уральского ландшафта пробудила искреннюю увлеченность пейзажным жанром. Много путешествуя и наблюдая разные места, он неизменно возвращается к уральским мотивам.

Пейзажный жанр в искусстве региона занимает особое место: гордость уральской живописи составляют пейзажи основоположника региональной художественной школы, художника-реалиста А.К. Денисова-Уральского, работавшего на рубеже ХIХ–ХХ в. Урал прославили в пейзажах Л.В. Туржанский и И.К. Слюсарев, в советский период А.Ф. Бурак, Н.Г. Чесноков, В.В. Трясцин и др. Следуя за ними, Д. Васильев показывает своеобразие уральской природы, выявляет приметы местности: характерные скальные выступы по берегам рек, причудливые каменные останцы на горных хребтах, храмовую архитектуру старинных уральских городов.

Он часто работает на пленэре, создавая этюды под непосредственным впечатлением от натуры: после сбора материала будет создан емкий образ природы, и в этом он видит основную задачу, о чем говорит его педагог по институту .

Художнику близки принципы сурового стиля, которые он использует в работах с изображением каменного ландшафта. Эпический характер природы горного Урала отражен в пейзаже «Горные стражи Урала. Каменный город». Через выразительный силуэт каменных останцов художник показывает панораму бескрайних горных хребтов. Автор использует декоративное цветовое решение, прибегает к стилизации в изображении камней и гор. В монументально-величественном образе предстает река Чусовая. В пейзаже «Утро на Чусовой» внимание акцентировано на водной глади, на выразительных скальных останцах. Камни, словно поседевшие мудрецы-исполины, созерцают вольную, величественную реку.

Сложным, многоликим выглядит Урал в творчестве Васильева. Он суров и прекрасен, но не безлюден. При всей своей сдержанности уральская земля не лишена радостных оттенков осенней листвы, первой зелени и буйного майского цветения. Мощь и широта уральских просторов смягчается в произведениях ощущением родства природы и человека. Зрелище идущего с водопоя табуна лошадей вовлекает зрителя в атмосферу раскинувшейся вдоль быстрой каменистой речки деревни. Лучи вечернего солнца уже коснулись долины, с гор повеяло свежестью и прохладой, а от деревянных домиков на косогорах, – уютом и теплом. Обыденный сюжет возвращения лошадей с водопоя оживает, приобретает жизненность в окружении выразительного уральского ландшафта. Дмитрий увязывает жизнь с характерными силуэтами гор, среди которых вырос сам, среди которых теперь живут и его герои. На грани бытового и бытийного строит художник свои произведения, добиваясь художественного образа.

В пейзажных композициях художник отражает не только природные особенности Урала, но и его богатую историю, обращаясь к храмовому архитектурному наследию. Красота и гармоничность древних форм становятся объектом творческого осмысления. Так появляются серии живописных работ, посвященные храмовой архитектуре старинных уральских и сибирских городов, когда-то сложившихся как форпосты для защиты территориальных границ Российской империи или центры горно-металлургической промышленности: это Верхотурье, Тобольск, Чердынь, Невьянск. Как ни прекрасны старинные ансамбли сами по себе, их выразительности в художественном произведении способствует изображение в характерной пространственной среде. Чаще храмовые ансамбли доминируют, возвышаясь на высоких скалистых берегах уральских рек, над горной долиной, среди вековых деревянных построек. На фоне темно-свинцового грозового неба
Д. Васильев пишет Верхотурский кремль с Троицким собором, за которым открывается Николаевский монастырь. Контраст завораживает, становясь центром живописного произведения «После грозы. Верхотурье».

Большое место в творчестве Д. Васильева занимают портретные композиции. Далекий от модных течений в искусстве и от коммерческой успешности, он пишет современную судьбу России со слов человека труда – главной движущей силы страны. Дмитрий черпает вдохновение в трудовых буднях российского народа. Человеческие характеры и судьбы людей труда волнуют мастера: в поле зрения попадают рядовые российские труженики – наши современники. Художнику, добившемуся всего своим трудом и талантом, они близки и понятны по духу: своими внутренними качествами, нелегкими судьбами они вызывают искренний интерес и располагают к созданию по-настоящему интересного художественного образа.

Прославляя человека труда без какой-либо помпезности и официоза, Васильев, скорее, опирается на традиции советского искусства периода оттепели, относясь к портрету с неформальной точки зрения, пытаясь раскрыть характер, содержание личности со всеми внутренними конфликтами и переживаниями.

Не один месяц провел художник в обществе рыбака с Ладожского озера, который привлек его внимание сильным характером. Персонаж изображен в момент неспешного перекура, погруженным в раздумья. Живописное полотно «Рыбак Сергей Астахов» наполнено правдой жизни, не вызывающей сомнений в подлинности изображенного сюжета. Обращают внимание выражение лица рыбака, его руки: в них передана усталость.

Одним из интересных направлений в современной российской живописи является восточное. Быт, поэзия, музыка, изобразительное и прикладное искусство привлекали внимание многих русских художников конца ХIХ–ХХ веков, по-разному претворявших его богатое эстетическое наследие. Интереснейшие произведения, связанные с театром, оставил Л.С. Бакст, М.В. Добужинский, З.Е. Серебрякова, М.А. Врубель, В.А. Серов, П.В. Кузнецов. Весьма своеобразным было понимание традиций восточного искусства у художников круга «Бубнового валета» [1, с. 343–362].

С начала ХХI века Д. Васильев предпринимает творческие поездки в различные уголки КНР, работая в жанре пейзажа, портрета, тематической композиции.
В качестве сюжетов художник не выбирает урбанистическую среду, нивелирующую национальную идентичность, а обращается к истокам, к подлинности человеческих взаимоотношений. Он пишет характерные китайские мотивы северной провинции Шэньси, извилистую и бурную реку Хуанхэ и бескрайние горные пейзажи с примостившимися крестьянскими жилищами. Колорит нетронутого цивилизацией мотива на лёссовых землях вдохновил российского художника: из-под его кисти вышла серия замечательных работ, посвященных этой местности. Он показал характерные особенности жизни крестьян в горах Шамбэя, создал выразительные произведения. Художник изобразил своих персонажей в момент ожидания встречи. Нехитрый быт крестьянского хозяйства затерянной в горах деревни заполняет пространство картинной плоскости, акцент сделан на главных героях произведения. Крестьянская жизнь обитателей китайских деревень наполнена простотой и непосредственностью по отношению к труду, семье, хозяйству. Художник передает естественность поз и искренность эмоций.
Среди работ китайской серии обращают внимание живописные впечатления от поездки в Тибет – отдельную область КНР со своей историей. Эта территория загадочна и непостижима. Художник не случайно обращается к детским образам. Это будущее Тибета, в котором актуальна надежда на сохранение своих национальных традиций. Простота и непосредственность детских взаимоотношений подчеркиваются в картине «Братья». На фоне повсеместного увлечения детей компьютерными технологиями и дефицита живого общения запечатленная сцена относит зрителя в другую реальность, в которой тибетский народ ревностно оберегает свою культуру от мирового прогресса.
Холст «Рисующий танка» изображает тибетского монаха, создающего танка. Из-за кочевого образа жизни тибетский народ создавал иконографичные образы на ткани, которая сворачивалась в свиток, удобный при перемещении. Процесс создания танка отражен художником как глубоко личное таинство, которое приоткрывается лишь избранным. Народ Тибета видит свое будущее в неразрывной связи с многовековыми традициями предков, которые бережно хранит от чужеродного вмешательства. Замкнутый, обособленный, своеобразный мир постарался передать художник.

Жанр натюрморта занимает в творчестве Дмитрия Васильева не основное место, но вместе с тем заслуживает упоминания. Эстетику предметного мира художник находит в формах старых вещей, практически вышедших из употребления. Они привлекают его энергетикой ручной работы, в которой чувствуется душа мастера. Изображая их в натюрмортах, Д. Васильев словно рассматривает каждый предмет, пытаясь донести до зрителя атмосферу старины. В натюрмортах чувствуется внимательное отношение автора к форме, к графике национальных тканевых узоров, к конфигурации плетения.
В «Натюрморте с крынкой» на расшитом полотенце расположена деревянная кадка, которая раньше использовалась в крестьянском хозяйстве для замешивания теста или для соления овощей, грибов. Рядом стоит стеклянная бутылка с маслом. В глиняный кувшин наливали молоко. А в крынке, накрытой светлой тканью, обычно хранилась сметана. На столе разложены яблоки из своего сада и деревянные ложки с традиционной русской росписью. На стене висит связка сушек. Их пекли в печке и подавали к чаю. Металлический чайничек для горячей воды подвешен за ручку. Эти вещи уже вышли из обычного применения, но хранят старинное обаяние русского народного быта и запечатлены как напоминание об ушедшем бытовом укладе.

Наряду с жанровой и тематической широтой творчества необходимо подчеркнуть высокий уровень профессионального мастерства. Искусство – одна из важнейших форм общественного сознания, и характер решения его профессиональных проблем очень важен для общего состояния духовной жизни общества. Сегодня, когда ставятся под сомнение или подменяются мелочно-протокольной фиксацией принципы реалистического искусства, есть соблазн уйти в модные увлечения. И очень важно сберечь в чистоте верность великим традициям и развивать их, создавая большое современное искусство.

Своим творчеством Дмитрий Васильев наглядно показывает ценность и жизнеспособность реалистического метода изображения в современном искусстве. Опираясь на традиции отечественной реалистической школы, он обращается к современной действительности в соответствии со своими творческими предпочтениями. Своим восприятием Урала он продолжил развитие пейзажной живописи как создания серьезной живописной композиции. В портретных полотнах Дмитрий изображает наших современников с интересными судьбами и выразительными характерами, сформированными нелегкими условиями жизни. Обращается он к теме Востока, дополняя русский ориентализм современным развитием. Многогранный талант Дмитрия Васильева каждому жанровому и тематическому направлению находит свое изобразительное решение, сопоставляя с отечественным художественным опытом. При этом следование традиции не делает живопись Васильева искусством прошлых веков, она наполнена впечатлениями художника, глубиной осознания современной действительности.

Алиева Ольга Олеговна – кандидат искусствоведения, профессор кафедры рисунка Уральского государственного архитектурно-художественного университета (Екатеринбург).

СПИСОК ВЫСТАВОК

А в промежутках между едой мы бегали по музеям и выставкам, с постоянною мыслью, как бы не опоздать к обеду или завтраку.
Чехов А. П., Ариадна.

Если Вы хотите что-либо спросить или оставить заявку на приобретение картины, напишите - мастер ответит Вам.

Электронная почта:
dimart72@mail.ru
Присоединяйтесь к нашему сообществу ,
чтобы быть в курсе последних новостей.
Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.