В небесах луна блистает, Прорезая сумрак туч - Словно в иней облекает Землю лунный яркий луч! В серебристом том сияньи, И нема и холодна, Жизнь дает в воспоминаньи Часу прошлому луна - И сама, не зная муки, Держит в памяти своей Все печали, все разлуки, Все рыдания людей... И к луне возведши очи - Их склонил я, скорбь тая: Лишь о родине средь ночи Вспоминаю, плачу я! Ли Бо (701-762) . Династия Тан "В небесах луна блистает, прорезая сумрак туч..."
Первая мощная экспедиция в Китай протяженностью в 3 месяца. Она начиналась в преддверии китайского нового года по лунному календарю и была протяженностью в 1000 км из Пекина до первой точки базирования провинции Шэнси - небольшого районного центра Мичжи , деревни Ян Чжакоу. Дня 3 мы не могли выехать из Пекина, так как в той провинции выпал снег и автобаны были закрыты .Как мне сказали друзья :- дорожные службы ждут ,когда растает снег на дорогах и только тогда мы сможем поехать. Утром с утра примчались на вокзал: нужно было загрузить наш "небольшой" скарб пилигримов - большие коробки с красками, двух метровые рулоны холстов весом по 20кг, связки подрамников, спальники, 2 ящика тушенки и рюкзаки со своими вещами. На фото:
Автобус, к моему удивлению оказался двухэтажным, со спальными местами...Всю дорогу до перевалочного города Яннань проехали лёжа. Вокзал в городке оказался совсем небольшим, можно сказать его почти не было. Нас встретил местный студент-художник, помог разгрузиться и мы пошли в небольшой ресторанчик перекусить с дороги. И снова ждало удивление, на улице откуда-то громко доносилась знакомая мелодия "миллион, миллион, алых роз..." только на китайском. Любимый шлягер у местного населения. Пообедав, нас ждало новое удивление: дальше мы начале грузить наш скарб в два полицейских джипа. Студент видимо через знакомых, смог договорится с ними и нас они довезли по горным серпантинам до конечной точки - деревни Ян Чжакоу ( это было ещё 100км пути).
Где то на пол пути до Яннань дорога в горы была снова закрыта из-за снега. И наш автобус остался "ночевать" на автостоянке возле трассы. На втором фото я уже на фоне стены автовокзальчика в городке Яннань. На третьем-четвертом мы погружаем весь наш скарб в полицейскую машину. Одежда ещё ещё в приличном состоянии, не в краске.
Деревня Ян Чжа Коу, поселковый центр Мичжи.
До этой деревеньки и лежал наш маршрут из Пекина.
Сама деревня довольно древняя и была крупной для своего времени эпохи Мин или Цин. В ней даже есть своя небольшая военная крепость на одном из склонов. Поднимаясь по дороге вверх через крепостные ворота я заметил несколько крупных иероглифов, написанных белой краской. Спросил у друга что они означают. Он перевёл:- Увидишь японца- убей. Это была надпись ещё со времен второй мировой войны, за этой крепостной стеной находился штаб Мао Дзедуна в течении 8-9 месяцев, а теперь там находится небольшой деревенский музей. Запечатлел для истории эту надпись на фото .
Это наша "комната", в которой мы жили впятером. Стекол на верху в окнах не было, вместо них была приклеена рисовая бумага. На фото виден её белый цвет. Деревянная входная дверь состояла из искривленных досок( как росло кривоватое дерево, так его распилили вдоль на доски - так и собрали из этих досок в притык друг к другу). И чтобы не терять тепло, снаружи на дверь было прибито ватное одеяло. Замка в двери не было, она просто прикрывалась. Когда мы уходили, то ставили палочку к двери - знак того что все ушли рисовать.
В комнате была небольшая круглая буржуйка,труба от которой проходила под глинобитным топчаном, на котором все мы спали. Топчан был высотой сантиметров 70 и длиной около 4х метров. На нём вполне могло спасть человек 10. Пока вечером топилась буржуйка в комнате было тепло .Тепло улетучивалось уже к 4 утра и просыпаться очень не хотелось, надо было вытаскивать себя из спальника ,рассчитанного на -15, и из под пары ватных крестьянских одеял. Потом надо было умыться холодной водой и пойти завтракать на верх, на второй уровень этих земляных жилищ.
Завтракали всегда примерно в 7.30 ,солнце еще только только начинало вставать где-то за горами. Завтраки, обеды и ужины всегда проходили в комнате-кухне, месте с крестьянской семьёй - хозяевами, их двумя детьм и дедушкой с бабушкой. Пацанята всегда нас начинали будить уже в 7 утра . Их звонкие крики доносились сверху нашего жилища: - Художники, Вставайте, Кушать, Кушать! Так начинался очередной день сурка : - Подъём, завтрак, выход на точку рисования, потом бед, снова выход рисования на другую точку, потом ужин в 19 часов, отдых , сон и снова новое утро.
В этой деревне мы жили, творили, участвовали в народных новогодних праздниках и свадьбах. Крестьяне с большой теплотой относились к нам. Всегда приглашали и искренне радовались ,когда мы присоединялись к ним.
Один день из начала жизни картины.
Вот так я рисовал каждую картину. Наша фанза ( дом ,где мы жили) находился на дальнем склоне примерно полтора километра от этого места где я рисую. Каждое утро на протяжении 4х дней я приходил сюда. Большой холст оставлял в заброшенном сарае, с собой брал только большой этюдник и рюкзак ,который весил около 12 кг из за красок и разбавителя, которые находились в нём. В обед нужно было возвращаться , а потом идти на другую точку для рисования, которая находилась на другом склоне.
Один из вечеров нового года.
Время шло своим чередом и картины начали заполнять всё пространство вокруг. Специально для картин нам была выделена отдельная комната и она была плотно заполнена холстами.
Этого "старика" мы рисовали в той же деревне. Дедушка жил в ней с самого рождения, в одном и том же доме с глинобитным полом, изображенном на картине. Самой деревне было больше наверное лет 700, но точно из местных никто не мог сказать. Эта картина потом экспонировалась на международной олимпийской выставке в Пекине в 2008 году и получила золотую медаль.
На старом каменном пешеходном мосту были выбиты иероглифы с именем императора Цань Лун, что указывало на то, что этому мосту больше 200-х лет, хотя с виду и не скажешь даже, еле-ле душа в теле, небольшой и неказистый, с почти развалившейся каменной кладкой.
Китайский новый год в деревне проходил почти три недели. Каждый день по традиции какой то из домов проводил праздник у себя. Начиналось всё с утра. Сперва начинались доносится звуки барабанов и медных труб, потом появлялась красочная процессия из ряженых и крестьян. Все они шли в какой-нибудь из дворов и там начинался водоворот праздника с музыкой, танцами и угощениями. В один из дней этот праздник пришел на двор семьи наших хозяев. И я тоже поучаствовал в нём. Удивительно было видеть ,что народные обычаи и обряды в Китае не забыты, а живут полной жизнью.
Праздник нового года во дворе наших хозяев.
Деревня Ян Чжа Коу. 2006 год.
Праздник нового года во дворе наших хозяев. Продолжение.
Деревня Ян Чжа Коу. 2006 год.
После двухнедельного пребывания в деревне мы поехали в поселок Мичжи, чтобы помыться в "бане". Баня оказалась простенькой , с тремя "убитыми" душевыми стойками и мини-парной с слегка теплым воздухом вместо пара. Но даже эти условия воспринимались как величайшее благо цивилизации. В деревне где мы жили этого не было.
С утра после завтрака мы услышали звук медных дудок и бой барабанов ,подумали какой из дворов сегодня будет гулять. Но хозяин сказал ,что это деревенская свадьба. Мы естественно сразу побежали посмотреть. Жених был из соседней деревни, поэтому он пришел из своей деревни за невестой. Таков обычай. С музыкой и песнями он должен был выманить невесту из дома и со всем кортежем соплеменников привезти её в повозке с красным балдахином ,запряженным ослом, в свою деревню. В деревнях Китая невеста одета в красную одежду, там нет "европейского стиля", только древняя и историческая традиция. По дороге там было похищение невесты и её выкуп. А также будущие молодожены проходили навстречу друг к другу через толпу, которая всячески препятствовала этому. Мы тоже попали на свадебный ритуал и свадебное застолье. Приглашали всех ,ограничений там не было. Гуляли обе деревни. Живопись отложили в сторону, весь день ушёл на свадьбу, зато полностью увидели как это должно быть в настоящих китайских традициях.
В один из дней нового года в Яннань должен был проходить парад праздника весны. Узнав про это мы наняли машину и поехали посмотреть на этот праздник и заодно сходить в местную баню. В городе нас встретил всё тот же студент, который в начале поездки помог нам с машинами. Снег уже растаял и чувствовалось приближение весны. Парад был чем то похож на наши советские первомайские парады. Шли колонны от каких то предприятий, медленно ехали машины ,украшенные бутафорией, из громкоговорителей лилась музыка и что то объявлялось, типа какая колонна сейчас идёт.. Потом шли барабанщики, колонны в костюмах воинов древних царств, танцовщицы и шествие медленно переходило в стадию западноевропейских парадов. Было очень весело, особенно после наших трудовых будней. Помылись в "бане", погуляли по центру города и отдохнувшие поехали к себе в деревню, где на следующий день был праздник полной луны. Весь день там шли представления и спектакли, в коих играли деревенские жители прямо на центральной улице. А вечером там жгли костры и прыгали через них. Такое язычество- пожелание процветания и богатства дому, где происходило это действо.
Ван Бандзе - студнт, который нам помогал.
Весенний парад в Яннань.
Весенний парад в Яннань.
Моменты пленэра.
Художник Васильев Дмитрий пленэр в Китае
Вечера после ужина проводили так: или играли в шахматы , или шли в ночь в соседнюю деревню - посмотреть как она выглядит под полной луной. Новый год- новолуние.
»
Пленэр в Ян Чжакоу, длинною в полтора мясца окончен. Картины запакованы в деревянные ящики и отправлены китайской почтой в Пекин. Мы же выдвигаемся в город Яннань на однодневный отдых и помывку. Оттуда мы уже выдвигаемся на следующий пленэр. Нас ждет ещё более заброшенное место в этой провинции и река Хуанхэ. Но это того стоило.
Вечером в Яннань после бани, мы хорошо поужинали в местном ресторане с местными друзьями-студентами и попели в Караоке. Утром нас ждала переброска в деревню,которая находилась возле реки Хуанхэ. Это ещё 200 км пути по горному бездорожью.
Вот так происходила наша "переброска" из городка Яннань до деревни Чен Кун Ван на реке Хуанхэ. Ехали вчетвером на маленьком микроавтобусе со всеми своими "вещами" для художников. Асфальтовой дороги в 2006 тогда ещё не было и наш путь пролегал по бескрайнему глиняному бездорожью с редкими остановками для перекура.
К вечеру мы всё же добрались до реки Хуанхе. Эта петля-изгиб в 320 градусов называется Чен Кун Ван. Здесь мой друг Чжун сказал: -Смотри, Дима, небо жёлтое, река жёлтая, земля жёлтая, всё жёлтое. Вот поэтому мы, китайцы - жёлтая нация. И засмеялся по доброму. А я оказался первым европейцем и русским художником, кто добрался в эти забытые богом места.
Машин у крестьян здесь не было. Те, что изредка появлялись, были из поселкового центра Мичжи или городка Яннань. Единственный транспорт передвижения в деревнях это быки, запряженные в повозки. Коровы не молочные, с маленьким выменем, живущие для того ,чтобы воспроизводить бычков. Иногда нам везло, и мы могли погрузить свои холсты и отправиться налегке в соседнюю деревню, которая практически находилась над рекой Хуанхэ . А это около 5 километров пути в одну сторону.
Река Хуанхэ
Стеднг Ван Бандзе улучшает своё место для рисования.
В деревеньке, которая находилась на плато, нависая над рекой Хуанхэ, был местный музей. Он находился в жилищах крестьян, которые уже в них не жили по причине своего ухода в мир иной. Смотритель музея был местный житель, мы его быстро нашли и он нам любезно распахнул двери музея. Здесь было всё связанное с крестьянским бытом и рекой Хуанхэ. Предметы быта, древний фарфор, бронзовое оружие, лампы, лодка орудия труда. Музей был создан благодаря пекинскому профессору Ти Чжилину. В этой деревне я заказал и мне сшили две крестьянские рубашки из домотканого хлопка.
В деревянной лодке,которая плавала по реке Хуанхэ
Эти все жилища и есть деревенский музей.
Двери музея.
Лампы-экспонаты музея
Курительный бронзовый набор19 век.
Деревянная лодка
Средства сплава по реке Хуанхэ
Механизированный плуг-сеялка.
Предметы на крестьянской кухне
Чашки для чаепития
Древние кувшинчики
Тележка с каменным колесом. Экспонат музея.
Корзины- это экспонаты музея. Используются до сих пор в деревнях Китая.
Древний хелезный светильник
Кресало
Деревенская кухня. Деревянный аппарат для выдавливания лапши.
Ткацкий станок.
Смотритель музея.
Крестьянин, у которого был ключ от этого музея, сыграл нам на очень старом, музейном инструменте.
Выбрали один день для поездки в деревню Фуи Хэ. Она находилась в низу, на самом берегу реки Хуанхэ. Ехали по горному серпантину в кузове крестьянского трехколесного мотороллера. Те ещё впечатления, тормозов там не было, вместо них шофёр использовал ручник. Сама деревня тоже была древняя и колоритная, хотя жителей в ней было мало. Зато увидели как строятся местные жилища, в которых мы жили всё это время. Проехали на катере по стремительной реке. И ещё успели написать по этюду.
Немногочисленные фото с пленэра. До этой точки было 5 километров. Ходил каждый день один. Один раз мимо проходил крестьянин , попросил его сфотографировать меня.
Вот и окончилась эта грандиозная экспедиция в северные горы Шэнси и наш эпохальный пленэр настоящих художников в условиях жесткого кантри.. Прощальное фото на память с семьёй хозяина жилища ,где мы жили. Упаковываем картины и уезжаем на небольшом грузовике. Поскольку в кабину поместились не все, то мы попеременно ехали в кузове машины 200км до Яннань по проселочным дорогам, закутавшись в зелёный ватник.
Фото на память с семьёй хозяина жилища, где мы жили.
Упаковка картин для транспортировки.
Комната ,где стояли и сохли холсты.
ЧжанЧухва ехал часть пути в кузове машины.
Время прошло очень быстро. Один миг- и столько лет пронеслось. Остались лишь прекрасные воспоминания о прошлом. Выражаю огромную благодарность моим китайским друзьям: Чжун Цзян Цю ,Чжан Чухва и Ван Бандзе - за предоставленную возможность побывать и нарисовать картины в такой замечательной земле -Северное Шэнси и за те впечатления, что остались на всю жизнь.