Пейзажный жанр в искусстве региона занимает особое место: гордость уральской живописи составляют пейзажи основоположника региональной художественной школы, художника-реалиста А.К. Денисова-Уральского, работавшего на рубеже ХIХ–ХХ в. Урал прославили в пейзажах Л.В. Туржанский и И.К. Слюсарев, в советский период А.Ф. Бурак, Н.Г. Чесноков, В.В. Трясцин и др. Следуя за ними, Д. Васильев показывает своеобразие уральской природы, выявляет приметы местности: характерные скальные выступы по берегам рек, причудливые каменные останцы на горных хребтах, храмовую архитектуру старинных уральских городов.
Он часто работает на пленэре, создавая этюды под непосредственным впечатлением от натуры: после сбора материала будет создан емкий образ природы, и в этом он видит основную задачу, о чем говорит его педагог по институту .
Художнику близки принципы сурового стиля, которые он использует в работах с изображением каменного ландшафта. Эпический характер природы горного Урала отражен в пейзаже «Горные стражи Урала. Каменный город». Через выразительный силуэт каменных останцов художник показывает панораму бескрайних горных хребтов. Автор использует декоративное цветовое решение, прибегает к стилизации в изображении камней и гор. В монументально-величественном образе предстает река Чусовая. В пейзаже «Утро на Чусовой» внимание акцентировано на водной глади, на выразительных скальных останцах. Камни, словно поседевшие мудрецы-исполины, созерцают вольную, величественную реку.
Сложным, многоликим выглядит Урал в творчестве Васильева. Он суров и прекрасен, но не безлюден. При всей своей сдержанности уральская земля не лишена радостных оттенков осенней листвы, первой зелени и буйного майского цветения. Мощь и широта уральских просторов смягчается в произведениях ощущением родства природы и человека. Зрелище идущего с водопоя табуна лошадей вовлекает зрителя в атмосферу раскинувшейся вдоль быстрой каменистой речки деревни. Лучи вечернего солнца уже коснулись долины, с гор повеяло свежестью и прохладой, а от деревянных домиков на косогорах, – уютом и теплом. Обыденный сюжет возвращения лошадей с водопоя оживает, приобретает жизненность в окружении выразительного уральского ландшафта. Дмитрий увязывает жизнь с характерными силуэтами гор, среди которых вырос сам, среди которых теперь живут и его герои. На грани бытового и бытийного строит художник свои произведения, добиваясь художественного образа.
В пейзажных композициях художник отражает не только природные особенности Урала, но и его богатую историю, обращаясь к храмовому архитектурному наследию. Красота и гармоничность древних форм становятся объектом творческого осмысления. Так появляются серии живописных работ, посвященные храмовой архитектуре старинных уральских и сибирских городов, когда-то сложившихся как форпосты для защиты территориальных границ Российской империи или центры горно-металлургической промышленности: это Верхотурье, Тобольск, Чердынь, Невьянск. Как ни прекрасны старинные ансамбли сами по себе, их выразительности в художественном произведении способствует изображение в характерной пространственной среде. Чаще храмовые ансамбли доминируют, возвышаясь на высоких скалистых берегах уральских рек, над горной долиной, среди вековых деревянных построек. На фоне темно-свинцового грозового неба
Д. Васильев пишет Верхотурский кремль с Троицким собором, за которым открывается Николаевский монастырь. Контраст завораживает, становясь центром живописного произведения «После грозы. Верхотурье».
ДМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВ. СОХРАНЯЯ ТРАДИЦИИ.
Выпуск № 3 (8) журнал ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Урала, Сибири и Дальнего Востока. сентябрь 2021